Подробный анамнез, собранный мною, дал возможность выявить, что в подростковом возрасте пациентка перенесла тяжелую травму мозга. Со слов матери она знает, что упала с лошади, сильно ударившись головой, и потом долго не могла подняться с постели. Родители к врачу не обращались и девочку не лечили. Семья жила в отдаленном селе, где был только фельдшер.
В психических функциях наблюдается замедленность мышления и заторможенность. Интеллект снижен. Родные отмечают периодические аффективные вспышки. Все свидетельствует об отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы.
Женщина была направлена на консультацию к невропатологу и нейрохирургу. Наше заключение об истинной причине приступообразных потерь сознания подтвердилось. Был назначен комплекс медико-психологических мероприятий.
Психические расстройства после перенесенных черепно-мозговых травм могут быть разнообразными. Чаще всего наблюдаются:
• травматическая церебрастения;
• травматическая энцефалопатия;
• травматическая эпилепсия.
Кроме того, могут встречаться травматический паркинсонизм, травматическое слабоумие, поздний травматический психоз.
Травматическая церебрастения у детей и подростков напоминает неврастению или астению.
Ведущие симптомы - быстрая истощаемость; в течение нескольких лет пациенты жалуются на головную боль, головокружения, возникающие спонтанно или в связи со школьными занятиями, поворотами головы и др. На них отрицательно влияет шум.
Наблюдаются эмоциональные расстройства: раздражительность, неустойчивость настроения, склонность к внезапным аффективным вспышкам.
Имеются изменения познавательных процессов: ослабление памяти, замедленный тип мышления, снижение внимания. Возможны изменения характера с выраженными антисоциальными реакциями.
В поведении детей и подростков могут проявляться такие синдромы: непослушание в школе и дома, агрессивность, склонность к побегам, бродяжничеству. Имеется склонность к демонстративности поведения. При любых требованиях начинают кричать, плакать, неестественно дрожать и т.д.
Обучение и воспитание таких детей представляет известные трудности. Дети-подростки, страдающие травматической церебрастенией в младших классах, плохо успевают, чаще других становятся второгодниками. Они могут ложно трактовать явления и события, утверждать, что к ним плохо относятся, отказываются посещать школу.
Указанная патология обусловлена, прежде всего, ущербностью эмоционально-волевой сферы.
При подобных психических расстройствах психолог рекомендует комплекс психологических мер:
I. Внимательное отношение к детям и подросткам со стороны родителей и учителей.
П. Щадящий режим: уменьшение учебной нагрузки, разгрузочный школьный день, особенно разгрузка 5-6 уроков в четверг.
III. Включение в посильные интересные дела: рисование, лепка, конструирование, прослушивание спокойной музыки и др. Психолог проводит прямую работу:
а) психотерапию, аутогенную тренировку, методы внушения и самовнушения, артерапию и др. В каждом случае методы психотерапии подбираются индивидуально;
б) направляет на консультацию к детскому психоневрологу.
Травматическая энцефалопатия возникает преимущественно вследствие контузии мозга. Она характеризуется более выраженными психопатологическими симптомами органического поражения мозга. В этих случаях выражена очаговая и общемозговая неврологическая симптоматика.
Очаговая симптоматика может проявляться в виде парезов черепных нервов: афазии (нарушения речи), алексии (нарушения чтения), аграфии (нарушения навыков письма), апраксии (нарушения сложных форм произвольных действий, нарушения ощущений положения тела или направления движения частей тела).
Общемозговая симптоматика характеризуется необратимыми нарушениями памяти, мышления, проявлениями аффективной неустойчивости, преобладанием примитивных влечений и инстинктов.