Психоневроз (МКБ 300.9) (не рекомендуется) – термин, использовавшийся Фрейдом в ранний период формулирования психоаналитической теории, для обозначения невротических расстройств (конверсионная истерия, обсессивно-компульсивный невроз), которые, как предполагают, вызываются травмирующими событиями, перенесенными в детском возрасте, в отличие от "действительных" неврозов (неврастения, невроз тревожности), при которых клинические симптомы рассматривались как прямой продукт жесткого либидо. Это положение впоследствии утратило свое значение в психоаналитическом мышлении, и термин стал простым синонимом "невроза". См. также невротические расстройства.
Психозы (МКБ 290—299) – неточный термин, введенный фон Фейх-тершлебен в 1846 г., который впоследствии использовался для гетерогенной группы состояний, характеризующихся тяжелым нарушением психических функций (исключая умственную отсталость), в связи с нарушением психологического контакта с реальной действительностью и обычно асоциальным поведением. Расстройства сознания, памяти, настроения, мышления или психомоторного поведения являются наиболее выраженными клиническими симптомами, которые зависят от природы психоза; часто грубо нарушена критика. Прилагательное "психотический" часто используется в чисто описательном смысле, указывая на наличие некоторых симптомов, таких, как бред, галлюцинации и расстройство мышления. С точки зрения этиологии психозы обычно подразделяются на те, которые являются компонентом соматического заболевания, поражающего церебральные функции (органический психоз), и те, которые имеют недетерминированную структуру или метаболическую патологию (функциональные или "эндогенные" психозы).
Психопатия, психопатическая личность (МКБ 301.9) – термины, введенные в 1891 г., получившие широкое распространение для обозначения недостаточно обозначенной группы патологических личностей, которые страдают сами из-за своего состояния или заставляют страдать окружающих. Если немецкая школа психиатров стремится подчеркнуть биологические аспекты психопатии не как болезни, а как статистического отклонения от гипотетической нормы, то англосаксонские ученые подчеркивают ее социальные последствия, особенно антисоциальное поведение, которое часто является основным проявлением. Имеется также много фактов о том, что в этиологии этого состояния определенную роль играют повреждения тканей. См. также расстройства личности.
Психосоматические расстройства (МКБ 306; 316) – неточно определенный термин с холистической окраской и двойственным смыслом, применяемый прежде всего к состояниям, в которых эмоциональные расстройства играют значительную роль в этиологии, усугублении или поддержании патологического соматического процесса, характеризующего болезнь. "Психосоматическая" концепция чрезмерно расширена и, если она будет сохранена, ее следует использовать в более узком, специальном, смысле. См. также нарушение физиологических функций психогенной этиологии.
Психосоциальное недоразвитие (МКБ 316; 259.4) – задержка роста и развития в детстве, являющаяся обратимой и связанная с психологическим нарушением взаимосвязи родитель-ребенок. В настоящее время обсуждаются факты, свидетельствующие о первичной психологической причине этого, и, как считают, первостепенное значение здесь имеет неполноценное питание, обычно маскируемое психосоциальными проблемами в семье. Синоним: депривация развития.
Ранний детский аутизм (МКБ 299.0) – редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины. Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше. Обычно задания, требующие механического запоминания или зрительно-пространственных способностей, выполняются лучше, чем задания, требующие абстрактного мышления или лингвистических способностей [MDG]. Причиной этого нарушения, возможно, является биологически основанная форма когнитивного дефекта, влияющего на развитие речи. Прогноз, как правило, неблагоприятный и касается прежде всего уровня интеллекта. Примечание. Синдром впервые описан Каннером в 1943 г., который представил картину большей части проявлений данного состояния. Синонимы: детский аутизм; синдром Каннера; детский психоз (не рекомендуется).