Реактивный (МКБ 298.0; 298.2; 298.4; 300.4) – вторичный по отношению к определенному событию, возникший как следствие этого события или спровоцированный им. Реактивность – двусмысленное понятие, которое часто путают с понятием "психогенный", применяемым к тем невротическим или психотическим расстройствам, которые, как предполагают, обусловлены или спровоцированы психосоциальными факторами. См. также психогенный; реактивный психоз: реактивная депрессия.
Реакция (МКБ 291.4; 292.2; 293.0; 293.1; 295.9; 296.0; 296.6; 297.9; 298.3; 300.1; 300.4; 308; 309; 313.0; 313.2) – неточно определенный термин, который, будучи отнесен к психическому расстройству, имеет различные применения. Как существительное "реакция" может быть просто синонимом слова "заболевание", "синдром" или "клиническая картина", а также обозначать реакцию на изменения окружающей среды или на стрессовые ситуации (физические или психо-сониальные). Имеется также две сложные формы существительного: "реактивный тип"–понятие, которое относится к группе заболеваний, развивающихся на органически неполноценной почве, например экзогенный реактивный тип Бонхоффера (1868—1949) и психологический реактивный тип Мейера (1866—1950), а также "реактивная формация", что в психоаналитической теории представляет форму защиты против неприятных побуждений. См. также реактивный.
Сознание (МКБ 290—291; 293; 295; 298.2; 300; 308) – в биологическом,ни не в философском смысле, это – комплексное состояние осознанного восприятия собственной личности и окружающей обстановки, опосредованное сенсорными и когнитивными процессами. См. также сознание затуманенное; сужение сознания измененное.
Способность к обучению (МКБ 290—294) – уровень индивидуальной способности данного субъекта к обучению или изменению когнитивных структур путем получения и переработки информации.
Стресс (МКБ 308) – термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.
Хронический/острый/подострый – применительно к болезни эти термины в целом (хотя и неточно) характеризуют ее продолжительность; термин "острый" ассоциируется, кроме того, с более тяжелым течением.
Эндогенный (МКБ 296.1) – термин, введенный в психиатрию Мёбиусом в 1893 г. с целью провести этиологическую клиническую классификацию тех психических расстройств, которые обусловлены наследственными и конституциональными факторами, имеющими отношение к соме клеток центральной нервной системы. Однако точные значения понятий зндогенности и экзогенности являются слишком произвольными, чтобы обеспечить более чем предварительные разграничения. Например, опухоль головного мозга, хотя и возникает в пределах центральной нервной системы, вызывает "экзогенные" психические расстройства, тогда как психогенный психоз может быть эндогенным расстройством (Джаспере, 1946). Различие между ними, таким образом, имеет лишь историческое значение.