Психиатрия в эпоху капитализма
Зарубежная психиатрия. В 18 в. выдающаяся роль в прогрессе науки принадлежала французским философам-материалистам. Их учение и их деятельность способствовали развитию психиатрии Ламетри и Кабанис в своих сочинениях наряду с вопросами гносеологии и этики рассматривали и вопросы психиатрии. В этом отношении особенно важен трактат Кабаниса «Отношения между физическим и моральным в человеке» (1799–1802), в котором он писал: «Душевные болезни – это болезни мозга… Есть еще одна причина душевных болезней, а именно – общественная обстановка, при которой живет и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и жестоко, мозговая деятельность чаще уклоняется от правильного пути». Кабанис принял деятельное участие в подготовке исторической реформы психиатрических учреждений во Франции, произведенной в конце 18 в. по инициативе Пинеля. Впрочем, у Пинеля были предшественники. Необходимость организации медицинской помощи психически больным назревала во многих странах Европы, п реформа психиатрических учреждений началась в них почти одновременно. Во Флоренции (Италия) с 1774 г. психиатрическим госпиталем заведовал Киаруджи – один из первых в Европе специалистов-психиатров. В этом госпитале в 1789 г. он устранил кандалы, ввел трудовую терапию и гуманный уход за больными. Его трехтомное руководство по психиатрии было издано в 1793–1794 гг.
В 1792 г. в маленьком английском городке Йорке Тьюк (1732–1812) начал строительство госпиталя, названного при его открытии «Йоркское убежище». В нем никогда не применялись цепи, а на окнах не было решеток.
В 1793 г. в Париже заведовать убежищем Бисетр для психически больных был назначен Пинень. В том же году Пинель осуществил реформу, которая положила начало превращению во Франции убежищ для психически больных – учреждений полутюремных – в учреждения медицинские, в больницы. Пинель снял сначала в Бисетре и через два года в аналогичном убежище в Сальпетриере цепи с психически больных. Вслед за этим он осуществил ряд других мер, изменивших характер руководимых им учреждений; отменил ледяные обливания больных, ввел трудовые занятия, занялся подготовкой персонала. Реформа психиатрических учреждений в последующие годы происходила и в других странах. Она создала условия для систематического клинического наблюдения и изучения психических заболеваний. Это главный результат реформы, положивший начало новому (научному) этапу развития психиатрии.
«Началась, – как писал французский психиатр Абели, – эпоха великих клиницистов». Во Франции эту эпоху открывает ближайший ученик Пинеля Эскироль, который положил начало одной своеобразной особенности французской психиатрии: кафедры при госпиталях там были созданы раньше, чем при медицинских факультетах. Кафедра при убежище Сальпетриера, где Эскироль (1772–1840) начал читать лекции в 1817 г., стала школой психиатров не только Франции, но и других стран Европы. Почти все психиатры Франции следующего поколения были учениками Эскироля – автора двухтомного руководства по психиатрии, вышедшего в 1838 г. Влияние Эскироля на клиническую психиатрию сохранилось до настоящего времени. Так, описанные Эскиролем мономании (формы так называемого частичного помешательства) и теперь являются предметом дискуссий, как и сто лет назад; правда, от термина «мономания» большинство психиатров отказалось, однако привлекающие к себе большое внимание в силу их нозологической неопределенности такие клинические формы, как паранойя и патологические развития личности со сверхценными идеями (ревности, сутяжные, ипохондрические), являются преемниками мономаний. Эскироль как бы «задал» два направления развитию французской психиатрии: психопатологическое и клинико-нозологическое. В развитии этих направлений еще при жизни Эскироля были достигнуты существенные успехи. Достаточно указать на то, что сам Эскироль описал галлюцинации и иллюзии, а его ученик Фальре – циркулярный психоз. Современник Эскироля Бейль описал прогрессивный паралич.
В Германии конца 18 – первой половины 19 в. условиях экономической и политической отсталости страны, при господстве систем философского идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель) прогресс психиатрии начался значительно позже, чем во Франции. Средневековый демон в представлениях многих немецких психиатров начала 19 в. принял образ некоего безличного злого начала, греха, порока: психическая болезнь возникает тогда, когда злое начало овладевает волей человека. Это течение немецкой психиатрии получило название «школы психиков» [Гейнрот, Бенекке, Иделер]. Ему противостояла «школа соматиков» [Нассе, Фридрейх, Якоби]. Одни из представителей «школы соматиков» исходили из того, что душа человека бессмертна и заболеть не может, заболевает лишь ее телесная оболочка (Фридрейх). Другие (Якоби) отрицали существование психозов как самостоятельных нозологических форм; психическое нарушение – только симптом соматического заболевания. И те, и другие сходились на общей формуле: нет психических болезней, есть заболевания соматические.