Пчелы существуют на Земле давно - их останки найдены среди окаменелостей других насекомых в пластах мелового периода, относящихся к 50-130 миллионам лет до нашей эры. Пчела появилась на 28 млн лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мед.
Уже в пятом тысячелетии до нашей эры в Египте пчел разводили как домашнюю живность. Их мед употребляли не только в пищу, но и как лечебное, косметическое и консервирующее средство.
В одном из немногих дошедших до нас папирусов 3500-летней давности под названием "Книга приготовления лекарств для всех частей тела" приводится множество рецептов, в состав которых входит мед. Это мази, пластыри, пилюли, примочки, припарки, отвары для промывания, которые применялись, в основном, при лечении ран, глазных заболеваниях, а так же заболеваниях почек и желудочно-кишечного тракта. Мед египтяне использовали и для бальзамирования тел умерших. Насколько египтяне ценили пчел, показывает и то, что у фараонов от Первой династии до римского времени был титул “Повелитель пчел”, а на царских эмблемах при жизни фараона и на гробнице после его смерти была изображена пчела.
В Ассирии (2950-2050 лет до н.э.) пчеловодство было в цветущем состоянии. Ассирийцы использовали мед и воск для бальзамирования умерших.
Как лечебное средство мед рекомендовался и использовался врачевателями Древнего Китая еще в третьем тысячелетии до нашей эры.
А в соседней Индии примерно тогда же мед начали употреблять как эффективное противоядие при отравлениях растительными, животными и минеральными ядами. В одной из древнейших индийских книг "Аюрведа" (Книга Жизни) утверждается, что с помощью специальных эликсиров и диеты, включающей мед и молоко, человеческую жизнь можно продлить до пяти веков.
Пчеловодство было развито и в Палестине, где на скалах обитало много пчелиных роев. Известно о большом производстве и потреблении меда в Аравии. Арабы считали мед божьим даром и называли его эликсиром.
Пчеловодство было хорошо развито в Древней Греции. Там начинают оформляться первые знания о жизни пчел и их разведении. Так Аристотель (750 лет до н.э.) положил начало научному пчеловодству, описал жизнь и распределение труда в пчелиной семье. Гиппократ (460-377 лет до н.э ) писал о жизни пчел, пищевых и лечебных качествах пчелиного меда. В его трудах упоминается об обеззараживающем, отхаркивающем и продлевающем жизнь людей действии меда. Он рекомендует мед при лечении заболеваний желудка, печени и гнойных ран. Знаменитый математик Пифагор утверждал, что до своих 80 лет он дожил во многом благодаря постоянному употреблению пчелиного меда, а проживший больше века философ Демокрит настоятельно советовал всем "внутренности орошать медом, а наружность - маслом".
Дальнейшее развитие пчеловодство получает во времена Римской империи. Римский ученый Варон (116-2 гг. до н.э.) в своем труде “О сельском хозяйстве” уделяет много места развитию пчеловодства в Империи, разведению пчел, ульям, продуктам пчеловодства. Римский поэт Вергилий (70-19 г. до н.э.), бывший вместе с тем и пчеловодом, воспевает в своих произведениях большую любовь своих современников к пчелам и меду. Плиний (23-79г.) пишет о расцвете пчеловодства в Римской империи. Римлянам были известны не только пищевые и лечебные, но и консервирующие свойства меда. Известный греческий ученый и врач Диоскорид (I в. н.э.) в своем произведении “ Materia medica” отмечает успешное применение им меда при лечении желудочных заболеваний, гнойных ран и свищей. Римский врач Клавдий Гален активно использовал мед в своей практике.
Столь же высоко ценил лекарственные свойства меда знаменитый арабский целитель Авиценна (Ибн-Сина) - в его "Канонах врачебной науки", написанных на границе I-II тысячелетий до нашей эры, приводится более 150 рекомендаций по применению пчелиного меда для лечения органов дыхания, пищеварения и выделения, кожи и глаз. А людям старше 45 лет этот выдающийся естествоиспытатель и поэт рекомендовал употреблять мед обязательно.
Заметный стимул европейское пчеловодство получило с распространением христианства, когда пчелиный воск стали употреблять в ритуальных целях: за приношение воска Церковь даже отпускала грехи. Некоторое время воск и мед имели хождение как средство платежа.