Научное познание – познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек-мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.
В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом познания может выступать отдельный человек (изучающий какую-либо проблему), научно-исследовательский коллектив (работающий над единой задачей), а может и часть всего человечества (размышляющая над одной из глобальных проблем). Фактором, объединяющим людей и позволяющим говорить о них как о едином субъекте познания, является объект познания, то есть то, на познание чего направлены коллективные усилия творческих объединений, ученых и исследователей.
Взгляд на познавательный процесс сквозь призму взаимосвязи субъекта и объекта познания позволяет выявить его творческий, активный характер. Человек не ждет и не может ждать, когда внешний мир целиком и полностью отразится в его сознании. Тем более что человек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, сущность. Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть не что иное, как вскрываемые познающим субъектом связи в отношении объективного мира, законы его существования.
Создание (генерирование) познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свободного выбора решений, оценку результатов и самовыражение. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных практических целей субъекта.
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отделения истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». Наука – это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важнейшими функциями научного знания, они осуществляются на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, позволяющим выявить тенденции их развития и определить вероятные их изменения.
Наука как форма познания представляет собой многоплановое явление. С одной стороны, она представляет совокупность теоретических знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как процесс познания. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой деятельности.
Научные знания отличаются тем, что приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены виде теории. Они выражают объективные законы функционирования природных, социальных, духовных образований. Специфическими признаками научного знания являются:
1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках.
2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках.
3. Применение специфических методов деятельности.
4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся ученые.
5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы полученные знания были необходимы людям.
Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют также такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и др.
В структуре научного знания выделяют два уровня знания – эмпирический и теоретический и, соответственно этому, два уровня познания. Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания.
Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целевые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нужности и ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки – истина. Наука не боится различных форм доказательств, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.
Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.