Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематериального производства, ни в кругу фундаментальных и даже прикладных наук. Широта ее познавательных интересов простирается от молекулярного уровня морфофизиологии человеческого социальных закономерностей человеческого общежития.
В системных классификациях наук медицина квалифицируется как прикладная ветвь биологии и располагается в одном ряду с зоотехникой и агрономией. Такой статус позволяет приписать медицине такую отличительную особенность, как «весьма узкий предмет исследования». Отмеченная «узость» то ли объясняется, то ли усугубляется тем, что «прикладные науки не разрабатывают общих проблем мировоззрения», а «мировоззренческое содержание в системе их философских оснований» они просто заимствуют из «диалектического материализма» и фундаментальных наук. Однако медицине необходимо заимствовать некоторые идеи еще и из «исторического материализма» и дать им эмпирически корректную интерпретацию, способствуя тем самым их конкретизации и развитию. Почти 100 лет назад журнал «Практический врач» отмечал, что в сфере гносеологических и логических основ медицины царят хаос и путаница; медицина до сих пор не дала себе труда «определить свое место под солнцем» Медицину можно причислить к любому разряду наук, но она в любом случае и при любой «типологии дискурсов» остается наукой о человеке. А вот науке о человеке не подобает ни занимать, ни отводить совершенно скромное «в гносеологическом смысле» место прикладывающейся к чему-то науке.