Понятие “автоматизация” для лабораторной медицины не является новым. Автоматические анализаторы обеспечивают выполнение по определённому алгоритму ряда последовательных операций. Использование таких анализаторов позволит повысить производительность лабораторий и достоверность результатов исследований за счёт уменьшения доли ручного труда и обработки образцов биологического материала в одних и тех же условиях.
Однако с увеличением количества образцов, поступающих на исследование и ростом нагрузки на персонал, становятся неизбежными ошибки при формировании сведений о результатах анализа и отчётной документации, дублирование исследований из-за потери полученных данных и другие недочёты в деятельности лабораторий вплоть до того, что одному пациенту могут выдать результаты обследования другого. Всё это приводит к неоправданным расходам финансовых и трудовых ресурсов и к несвоевременной постановке диагноза, что может иметь необратимые последствия для здоровья и жизни больного.
И хотя автоматические анализаторы появились в медицинских исследованиях раньше лабораторных информационных систем (ЛИС), автоматизация лабораторий — это внедрение технологий, позволяющих эффективно использовать их возможности.
В настоящее время под автоматизацией бактериологической лаборатории подразумевается управление с использованием ЛИС всеми сторонами деятельности лаборатории — технологическими (организация работы автоматизированных аналитических приборов, роботизированных комплексов), организационными, учетно-статистическими, финансово-экономическими, а также интеграция с внешними информационными системами. В полностью автоматизированных лабораториях, ЛИС управляет еще и транспортной системой, обеспечивающей перемещение образцов биологического материала на всех стадиях исследования — преаналитической, аналитической и постаналитической. К настоящему времени лабораторные системы уже перешли от уровня программ, автоматизирующих конкретные технологические процессы лаборатории, к уровню корпоративных информационных систем, позволяющих автоматизировать все подразделения организации, которая занимается определённым видом деятельности, в данном случае лабораторной диагностикой”.
Установка в лаборатории ЛИС позволяет решить следующие основные задачи:
сведение к минимуму количества ошибок при проведении исследований и обработке данных;
ускорение исследований;
обеспечение оперативного доступа к результатам исследований;
снижение финансовых расходов лаборатории;
соблюдение требований информационной безопасности;
повышение эффективности использования лабораторного оборудования;
уменьшение затрат рабочего времени персонала при подготовке текущей и отчетной документации.
Декларируемые разными разработчиками списки функций ЛИС, обеспечивающих реализацию задач автоматизации, совпадают на 80 - 90%.
В числе этих функций:
регистрация сведений о материале, поступающем на исследование, и о пациентах;
контроль качества исследований;
интеграция с внешними информационными системами;
обмен данными с лабораторными анализаторами;
подготовка бланков с результатами анализов;
обеспечение финансово-экономической деятельности лаборатории;
поддержка хранения данных в архиве КДЛ в течение длительного времени;
формирование отчётной документации.