Соответствуют ли функциональные возможности ЛИС целям и задачам лаборатории? В этомруководству лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и лаборатории надо разобраться в первую очередь. Поскольку количество и состав функций ЛИС, предлагаемых разными разработчиками, примерно одинаковы, потребителю рекомендуется особое внимание обратить не столько на их наличие в системе, сколько на механизм реализации. Желательно выполнить сравнительный анализ по всем ключевым технологическим процессам своей лаборатории, тогда сравнение функциональности может претендовать на объективность. Выбор ЛИС можно сравнить с выбором автомобиля: приобретая первую машину, покупатель полагается на декларации производителей, советы, обзоры, так как понять, что скрывается за описанием, не имея практического опыта, очень трудно; но в следующий раз он подходит к вопросу намного более осознанно. Идеальный выход — это поработать с ЛИС в пробном режиме эксплуатации с возможностью отказаться от неё, но это довольно дорого как для производителя, так и для пользователя. Чем больше потребитель погружается в проблематику, не опираясь на одни лишь рекламные декларации, тем вернее он оценивает реальные преимущества продукта. Важно уточнить также, каким образом система может быть адаптирована к технологическим процессам лаборатории: выяснить, каков механизм адаптации, за какой срок она может быть реализована, какова стоимость этих услуг; оценить, достаточна ли квалификация системного администратора лаборатории, чтобы выполнить адаптацию своими силами.
Необходимо, чтобы при обмене ЛИС данными с анализаторами применялись современные технологии аппаратной идентификации пациента и исследуемого образца — автоматическое считывание бланков-направлений и штрихкодирование. Штрихкодирование должно быть неотъемлемой частью автоматизации лабораторий, потому что без него нельзя работать с новыми высокотехнологичными приборами в автоматическом режиме, а работать с ними в ручном режиме всё равно, что использовать компьютер последнего поколения в качестве калькулятора.
Интеграция ЛИС с госпитальной медицинской информационной системой (МИС) должна обеспечить двусторонний обмен данными: ЛИС получает направления на исследования и отправляет результаты, которые попадают в электронную карту пациента. Только когда результат лабораторного исследования хранится в электронной медицинской карте, можно считать, что внедрение ЛИС выполнено на уровне, достойном современных требований. И лучше, если речь идет не об информационной совместимости, а о единой СУБД ЛИС и МИС лечебного учреждения. При этом желательно, чтобы ЛИС содержала аналитический блок для представления динамики лабораторных показателей конкретного больного.
Кроме того, при выборе ЛИС руководству лаборатории следует уточнить, хранит ли она в готовом виде сведения, которые требуется передавать во внешние системы, устраивает ли потребителя предлагаемая технология интеграции, достаточна ли квалификация ИТ-специалиста ЛПУ для сопровождения интегрированных систем.
На наличие и принципы реализации отдельных функций в ЛИС следует обратить особое внимание: к наиболее важным функциям, включение которых в ЛИС необходимо, относится контроль качества исследований. К примеру, ЛИС LabTrak содержит в себе встроенную систему контроля качества лабораторных исследований для всех анализов, независимо от того, как вводятся в ЛИС результаты — вручную или непосредственно с анализаторов, что обеспечивает построение графиков по стандартным алгоритмам Леви — Дженнингса и Юдена на основании ежедневных измерений одного или нескольких контрольных образцов с известными параметрами, позволяя тем самым регулярно оценивать достоверность и воспроизводимость получаемых результатов. Необходима также функция защиты информации от несанкционированного доступа — подразумевается разграничение прав доступа к информации в соответствии с должностью специалиста и степенью участия в лечебном процессе, включая контроль доступа врачей, находящихся на удаленных рабочих местах. Весьма полезным окажется и модуль контроля хранимых в лаборатории образцов, который позволяет фиксировать место хранения исследуемого материала (холодильник, штатив), что гарантирует его быстрое нахождение в лаборатории для дальнейшей работы.
Чью разработку приобрести — отечественной компании, зарубежной или ИТ-подразделения какого-либо медицинского учреждения? Вначале важно оценить принципиальные преимущества и недостатки таких систем: предпочтение следует отдать коммерческому отечественному продукту, так как он создается с учётом российских условий, и, кроме того, стоят такие системы в несколько раз меньше зарубежных. У зарубежной системы может быть большое количество внедрений в разных странах, однако если в неё придётся вносить изменения, то могут возникнуть проблемы: разработчики, как правило, находятся далеко и высоко оценивают свои услуги. Система, разработанная ИТ-отделом в недрах ЛПУ, создаётся с учётом его особенностей, и нет никакой гарантии, что успешно внедренная в своей организации, она столь же эффективно будет работать и в другом месте, причём в этом случае трудно рассчитывать на отработанные принципы запуска и технического обслуживания.