Ускорение или замедление развития ребенка зависит от объема и интенсивности воздействия окружающей среды. Ребенок рождается со сформированным ориентировочным рефлексом, значение которого очень велико. Задача медперсонала и родителей — развивать эту ориентировочную деятельность, удовлетворять активный поиск сенсорной стимуляции, который проявляется с первых месяцев жизни. Если у ребенка выявляют развитие моторики и психики, не соответствующее его возрасту, то надо выяснить, чем это обусловлено: заболеванием центральной нервной системы, двигательного аппарата — или причина в недостаточности индивидуального ухода за ребенком и его воспитания. Последнее бывает чаще. Основное — это с учетом этапов развития ребенка вносить изменения в условия окружающей его среды. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен рядом специалистов: хирургом-ортопедом в первые 3 мес, окулистом и психоневрологом — во втором полугодии. В возрасте 1 мес должен быть проведен анализ мочи на фенилкетонурию, в 6 мес и 1 год — общий анализ крови, после любого лихорадочного заболевания — анализ мочи; в возрасте 1 года — анализ мочи у всех детей. В возрасте 3, б, 9 и 12 мес участковый педиатр на основе своих наблюдений и записей патронажных посещений медицинской сестры пишет этапные эпикризы с оценкой развития ребенка и состояния его реактивности. Понятие условия для развития включает возрастные режимы дня, вскармливание и питание, профилактику заболеваний, физическое воспитание, условия для психического развития и санитарно-гигиенические условия.
Л. С. Выготским разработано понятие о “социальной ситуации развития”, которая характеризует специальное для каждого возраста отношение ребенка и взрослого, определяющее развитие ребенка. В грудном периоде в обеспечении нормального физического, психического развития и состояния здоровья детей ведущая роль принадлежит взрослым. Особенно большое значение в этом периоде имеет система мать—дитя!
Создание в России единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. Задача системы — разработка различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни с целью выявления у них отклонений в развитии и оказания необходимой психолого-педагогической и социальной помощи. Первое направление —
скрининговое обследование детей 1-го года жизни. С этой целью для всех родившихся разработаны карты факторов риска, которые заполняют в родильном доме. Карту передают в поликлинику, где проводят систематическое наблюдение и обследование всех детей. При первом же подозрении на отклонение или замедленный тип развития ребенка направляют на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Второе направление—
дифференциальная диагностика и уточнение структуры имеющегося нарушения; возможное медицинское воздействие и психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии ребенка в поликлинике или специализированных центрах. На первом году жизни углубленное медико-психолого-педагогическое обследование проводят не реже 2 раз в год, далее — 1 раз в год.