Настоящий период развития психиатрии в капиталистических странах характеризуется следующими особенностями: имеют место попытки отрицания нозологического принципа в психиатрии, принципа детерминированности психических болезней, который заменяется поисками «психологического смысла» симптомов болезни. Выдвигается положение, что нозологическое направление в психиатрии уже изжило себя и заменяется новым динамическим пониманием психически больных. Ревизия клинико-нозологического направления в психиатрии ведется с позиций современной идеалистической философии. Учение о нозологии в психиатрии ревизуется с позиций прагматизма, волюнтаристского психоанализа, современного позитивизма, онтологии Хейдеггера и критической онтологии Гартмана. Другой особенностью развития современной психиатрии капиталистических стран является сильное влияние волюнтаризма, признание примата слепого энергетизма инстинктивных сил, иррационализма и телеологизма. Часто различные идеалистические направления выступают солидарно. Психоморфологизм, психоанализ и психосоматика нередко объединяются в своих попытках анализа психозов. Следующей особенностью развития современной зарубежной психиатрии является использование идеалистических теорий и оценок при изложении и анализе истории психиатрии. Исторические и социологические воззрения идеалистов Дилти, Риккерта, Виндельбанда и Гартмана широко используются психиатрами-идеалистами в работах по истории психиатрии. Одновременно наблюдается усиление влияния идей И. П. Павлова, намечается переход ряда прогрессивных психиатров на позиции павловской теории и диалектического материализма, имеются факты слияния учения И. П. Павлова с материалистическими национальными традициями. Наряду с господствующими идеалистическими течениями в зарубежной психиатрии в значительной мере под влиянием учения И. П. Павлова крепнет материалистическое направление. На III Международном конгрессе психиатров в Монреале в 1961 г. впервые в истории этих конгрессов о значении учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова говорили в докладах и выступлениях не только психиатры социалистических стран, но и стран капитализма. Таким образом, развитие современной П. в капиталистических странах является сложным и противоречивым процессом. Слиянию медицинских материалистических традиций с учением И. П. Павлова препятствует борьба сторонников детища психоанализа — глубинной психологии с нозологией и с материалистическим наследием прошлого.
Один из ведущих французских психиатров Эй выступает против материалистической традиции Локка и Кондильяка, сочетая в своих воззрениях эволюционизм Джексона с психоанализом. Швейцарский психиатр-экзистенциалист Шперри (Т. Вроет) предостерегает против оценки эры материализма как «изжившей себя», подчеркивает необходимость укрепления в П. идеалистических позиций, а сторонники нозологического направления Майер-Гросс резко выступают против психоанализа и психобиологии. Наблюдается и борьба между отдельными идеалистическими течениями. Идеалист Ясперс, создавший концепцию понятных и каузальных связей в психиатрии, выступает против психоанализа, а биологизм Фрейда не удовлетворяет психиатров-экзистенциалистов. Однако все эти идеалистические направления объединяются в борьбе против материализма. Проявление идеализма в психиатрии различных капиталистических стран имеет свои особенности. В США, например, особенно сильно влияние психоанализа и порождения прагматизма — психобиологии Майера,в Швейцарии-экзистенциализма, во Франции — идей Бергсона, экзистенциализма и психоанализа, в Испании — католического экзистенциализма; выдающийся психиатр ФРГ Шнейдер стоит на позициях неотомизма. Глубокий идейный кризис западноевропейской и североамериканской психиатрии длительное время подготовлялся тесной и губительной для научного развития связью психиатрических воззрений с различными направлениями идеалистической философии и неизбежно привел к эклектизму во взглядах многих выдающихся психиатров капиталистических стран.