Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигать определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»). Готовность детей к школе определяется прежде всего степенью функционального развития отдельных органов и систем детского организма, готовностью ребенка выполнять требования школы. Это прежде всего относится к развитию психики и моторики ребенка, к его умению сосредотачиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять свою рабочую позу. Для письма и рисования необходимо определенное развитие мелких мышц кисти, согласованность движения пальцев. В целом развитие психики, моторики и речи определяют уровень функциональной готовности ребенка к школе.
В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности. Особенно беспокоят врачей и педагогов функционально не готовые к школе дети, поскольку именно из них, как правило, формируются плохо успевающие школьники.
Причиной школьной незрелости ребенка является комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов. Число детей среди шестилетних функционально не готовых к школе колеблется от 5 % до 90 %, а среди семилетних – от 10 % до 20 %. В основу определения функциональной готовности к обучению (в 5 – 7 лет) положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья в 1 классе:
1. результаты выполнения теста Керна - Ирасека, состоящего из трех заданий: рисунок человека, срисовывание короткой фразы («Он ел суп»), срисовывание группы точек;
2. характер звукопроизношения (наличие дефектов);
3. результаты выполнения мотометрического теста (вырезание круга).
Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна – Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10 – 15 детей. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении. Методики проведения данных тестов наглядно представлены в приложениях 1, 2, 3.
На основании результатов психофизиологического обследования ребенок считается готовым к школьному обучению, если он получает в сумме 3-9 баллов за тест Керна – Ирасека и имеет положительный результат за выполнение хотя бы одной из двух других проб.
Большая абсолютная величина показателя соответствует меньшей степени «школьной зрелости». Исследование проводит медицинская сестра или воспитатель детского сада, а также медицинская сестра или врач поликлиники.