Сестринский процесс при язвенной болезни желудка

Язвенная болезнь желудка и (или) 12-перстной кишки – гетерогенное заболевание с многофакторной этиологией, сложным патогенезом, хроническим рецидивирующим течением, морфологическим признаком в виде дефекта слизистого и подслизистого слоев с исходом в соединительнотканный рубец. Болезнь развивается при нарушении факторов защиты желудка (нормальный кровоток в слизистой, достаточное количество слизи и простагландинов, активная регенерация) и активизации факторов агрессии (высокий уровень соляной кислоты и пепсина в желудке, высокий уровень содержания свободных радикалов в желудочном соке, дуоденогастральный рефлюкс, гастродуоденальная дисмоторика, хеликобактериоз). Язвенная болезнь – заболевание детей старшего возраста (12-15 лет). В зависимости от локализации выделено две формы – язвенная болезнь желудка и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.

К факторам риска развития язвенной болезни относятся:

· Стресс

· Нарушение режима и структуры питания

· Курение и алкоголь

· Лекарственные средства (гормоны, нестероидные противовоспалительные средства).

По статистическим данным, в разные возрастные периоды гастродуоденальная язва возникает у 4-5 % населения. У лиц молодого возраста дуоденальные язвы встречаются в 4 раза чаще, чем желудочные. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки в молодом возрасте в 2-5 раз чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Клиника зависит от локализации язвы (кардиальный отдел, тело, дно желудка, пилорический отдел, 12-перстная кишка); течения болезни (острое, хроническое); фазы заболевания (обострение, ремиссия); тяжести течения (легкое – обострения 1 раз в 1-3 года, средней тяжести – обострения 2 раза в год, тяжелое – обострения более 2 раз в год), осложнений (кровотечение, перфорация, пенетрация, малигнизация, стеноз пилорического отдела желудка, реактивный панкреатит, реактивный гепатит).

Определим нарушение основных потребностей у больных с язвенной болезнью:

1. У ребенка с язвенной болезнью желудка нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, быть здоровым, двигаться, в физиологических отправлениях, во сне, в поддержании безопасности окружающей среды, в общении.

2. Настоящие проблемы пациента: режущие боли в эпигастральной области спустя 1,5-2 часа после еды, ночные, «голодные» боли, периодические запоры, изжога, рвота, тошнота, нарушение качества сна, страх перед медицинскими обследованиями, дефицит общения со сверстниками, беспокойство, связанное с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.

3. Проблемы потенциальные: риск развития желудочного кровотечения

4. Приоритетная проблема: боль в эпигастральной области

Таблица № 3

Сестринский процесс при язвенной болезни

Сестринский диагноз

Цель сестринского вмешательства

План сестринского вмешательства

Обоснование

Боль в эпигастральной области вследствие воспаления слизистой желудка

Пациент отметит постепенное (в течение 7 дней) снижение болевых ощущений – краткосрочная цель.

К моменту выписки из стационара у ребенка не будет боли – долгосрочная цель.

1. Своевременно и правильно выпол-

нять назначения врача – введение спазмолитических и анальгетических средств

3. организовать щадящую диету ребенку (механически, химически, термически) с учетом фазы заболевания (стол 1а, 1б, 1)

4. Обеспечить 4-5 разовое питание ребенку малыми порциями

5. обеспечить лечебно-охранительный режим ребенка

6. Следить за эмоциональным состоянием ребенка

Для снятия болевого синдрома;

уменьшается раздражение воспаленной слизистой желудка;

в период обострения процесса пища должна быть более щадящей

«Дробное» кормление снимает нагрузку с ЖКТ и обеспечивает защиту слизистой желудка от действия соляной кислоты

Для улучшения психоэмоциона-

льного состояния пациента;

режим дня предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, что приводит к исключению чрезмерных нагрузок, которые могут провоцировать болевой синдром или обострение процесса

Нервный фактор способствует обострению процесса.

7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психоло-

гические приемы и медикаментозные способы.

Для снятия болевого синдрома в домашних условия

Изжога вследствие заброса желудочного сока в пищевод

У ребенка не будет изжоги через 20 минут – краткосрочная цель.

К моменту выписки ребенок продемонстри-

рует знания о причинах появления изжоги и способах борьбы с ней – долгосрочная цель.

1. м/с обеспечит прием стакана теплого молока или щелочной минеральной воды без газа, или 2% р-ра соды;

2. м/с обеспечит прием антацидных средств по назначению врача;

3. м/с рекомендует избегать приема продуктоввызывающих изжогу, черный хлеб, варенье, сладкие, кислые, острые приправы, жирные и жареные блюда.

Для обеспечения снижения кислотности желудочного сока

Рвота вследствие стимуляции рвотного центра импульсами, передающимися со слизистой желудка

У ребенка не будет рвоты и аспирации рвотными массами – краткосрочная цель;

У пациента не будет приступов рвоты к моменту выписки – долгосрочная цель.

1. м/с окажет по-

мощь при рвоте в соответствии с алгоритмом действия:

А) Успокоить ребенка

Б) Усадить его или уложить на бок, подложить полотенце, поднести чистый тазик

В) Во время рвоты придерживать голову ребенка, положив ему руку на лоб

Г) После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды, уложить в постель

Д) Осмотреть рвотные массы и оставить их до прихода врача

2. м/с обеспечит прием противорвотных средств по назначению врача

3. м/с обучит родителей ребенка алгоритму оказания помощи при рвоте.

Для предупреждения аспирации рвотными массами

Тошнота

вследствие изменения секреторной функции желудка

У ребенка не будет тошноты через 20-30 минут – краткосрочная цель.

К моменту выписки ребенок не будет предъявлять жалоб на тошноту – долгосрочная цель.

1. психологически успокоить ребенка

2. с целью уменьшения ощущения тошноты дать больному выпить 100 мл воды с 2-3 каплями нашатырного спирта или стакан горячего чая, кусочки льда

3. дать лекарство по назначению врача

4. м/с обеспечит соблюдение предписанной диеты

5. м/с обучит пациента приемам борьбы с тошнотой с помощью глубокого дыхания

6. м/с проведет беседу с родителями и ребенком о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.

Для снятия приступов тошноты

Запор вследствие заболевания

У ребенка будет стул не реже одного раза в 2 дня – краткосрочная цель.

Пациент отметит регулярный стул к моменту выписки и продемонстрирует знания о способах борьбы с запором – долгосрочная цель.

1. по назначению врача поставить по показаниям и при отсутствии стула в течение 2 дней очистительную или другую послабляющую клизму, принять слабительное лекарственное средство

2. Объяснить ребенку и его родителям, что максимальный эффект наступает при лечении основного заболевания, общеукрепляющей терапии: лечебной физкультуры, водных процедур.

3. Обучить ребенка и его родителей комплексу ЛФК и приемам самомассажа живота (в начале заболевания проводить их в мед-

ленном темпе при малой нагрузке

Достигается своевременное опорожнение кишечника

Стимулируется работа кишечника, обеспечивается профилактика повторных запоров

Рекомендуются упражнения в виде гимнастики или специальных групповых занятий

Нарушение качества сна вследствие сильных болей

У пациента улучшится сон на фоне уменьшения болевых ощущений (в течение суток) – краткосрочная цель.

К моменту выписки из стационара сон нормализуется – долгосрочная цель

1. обеспечить адекватное обезбо-

ливание согласно врачебных назна-

чений

2. Создать комфортные условия в палате во время сна (оптимальная температура, провет-

ривание, удобная постель, тишина)

3. м/с успокоит больного и научит навыкам, способствующим регулированию сна

Для улучшения качества сна

Страх перед обследованиями

вследствие недостаточности информации о них

У ребенка исчезнет страх перед исследованиями в течение 1 дня – краткосрочная цель.

К моменту выписки и в дальнейшем у ребенка не будет страха перед исследованиями – долгосрочная цель.

1. заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуля-

циям и диагности-

ческим методам обследования

2. терпеливо объяс-

нять ребенку непонятные слова и термины

3. учитывая уровень развития и информированности, стараться общаться напрямую, помочь осознать, что и зачем необходимо выполнять при под-

готовке к обследованиям и во время их проведения

Для обеспечения качественного проведения манипуляций и диагностических методов.

Снять нервное напряжение у ребенка

Дефицит общения со сверстниками вследствие своего заболевания

У ребенка будет достаточное общение со сверстниками в течение 2 дней – краткосрочная цель

1. м/с организует ребенку достаточное общение с родителями, сверстниками.

2. м/с познакомит ребенка с другими детьми на отделении

Для улучшения психологического состояния ребенка

Беспокойство, связанное с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации

У ребенка не будет беспокойства по поводу своего заболевания и окружающей обстановки в течение 3х дней – краткосрочная цель

К моменту выписки ребенок продемонстрирует знания о своем заболевании и профилактике обострений – долгосрочная цель

1. м/с информирует ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболева-

ния, клинических проявлениях, прин-

ципах лечения, воз-

можных осложнениях

2. м/с обеспечит ребенка, если позволяет возраст, необходимой литературой о данном заболевании.

3. м/с обеспечит ребенку должную поддержку со стороны его окружения

4. создать атмосферу психоло-

гического комфорта и поддерживать у ребенка положи-

тельные эмоции во время его пребывания в стационаре

5. вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода

Обеспечивается право пациента на информацию;

Ребенок и его родственники понимают целесообразность соблюдения диеты, выполнения всех мероприятий ухода

Перейти на страницу: 1 2

Мое меню