Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным причинам.
Гиппократ делил причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны (например, климата, почвы, наследственности) и личные, которые зависят от условий жизни и труда, от питания и возраста. Поэтому врач должен уметь их определить и в зависимости от этого назначить нужное лечение. Отсюда вытекло второе главное требование Гиппократа: врач должен стремиться к наиболее тесному контакту с больным. Больного надо уметь так расспрашивать, чтобы понять, как он живет и что чувствует.
Как писал Гиппократ в своей книге « О природе человека», здоровье каждого человека покоится на правильном сочетании четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Уже само выделение этих причин говорило о том, что Гиппократ пользовался приемами современной методики диагностики и врачевания: выстукиванием, ощупыванием, выслушиванием (естественно, в примитивной форме), поскольку ему еще не было известно внутреннее строение человеческого тела. Лечение человека Гиппократ проводил естественным путем, с помощью диеты и использования природных лекарственных средств. Гиппократ впервые установил, принцип подбора диеты в зависимости от характера болезни Разработанная же целителем этика поведения врачей в отношении пациентов вылилась в так называемую клятву Гиппократа. Он показал пример врачебной доброжелательности, тщательно записывая все показания о состоянии больного и не навязывая ему своего мнения.
Мудрый Гиппократ оставил следующий завет своим потомкам, - ни при каких обстоятельствах врач не должен вредить