В лице кротонской школы медицина античной Греции тоже приходит к вопросу о природе человека и тоже решает его при помощи философии. Первая постановка вопроса об организме как единстве противоположностей, наивно-диалектическое решение этого вопроса. Появление принципа «противное врачуй противным». Идея о головном мозге как орудии познания и как о месте возникновения внутренних болезней. Начало учения о патогенезе.
Кротонская школа сложилась в древней Греции раньше других медицинских школ. Она названа так по имени города Кротон, или Картона, в Южной Италии, который был в то время греческой колонией.
По ее внутреннему содержанию эта школа характеризуется не столько практическими достижениями, сколько стремлением постигнуть природу человека. В этом отношении медицина античной Греции идет тем же путем, что медицина Китая и Индии. Можно сказать, что она продолжает этот путь.
Из предыдущей лекции известно, как нашли путь к раскрытию природы человека врачи Китая и Индии: этот путь показала им натурфилософия. То же самое происходит в медицине античной Греции: путь к раскрытию природы человека показывает врачам ионийская натурфилософия.
Врачи кротонской школы остановили свое внимание научении Анаксимена о воздухе как первооснове и первоисточнике всего существующего. Воздух, как известно, играл крупную роль в системе медицины Египта, Китая и Мидии. У философов и врачей Греции он выступает как «первоматерня»
Учение Анаксимена о воздухе перенес в медицину врач Алкмеон Кротонский и создал так называемую пневматическую систему медицины (пневматики). Расцвет его деятельности относится к концу VI и началу V в. До н. э. Он изложил свои взгляды в трактате под заглавием «О природе», хотя речи в нем идет не о природе человека. В чем же, по Алкмеону, состоит природа человека? Организм человека, считает он, как и вся природа в целом, происходит из воздуха, как из первоматерии, лежащей в основе всего существующего. Эта первоматерия, по причине извечно присущего ей движения, «выделяет» из себя «противоположности». Поэтому организм человека сплошь состоит из противоположностей.
Как можно было в те времена представить себе организм состоящим из противоположностей?
К такому пониманию многие не пришли еще и в наше время, хотя мы уже знаем о противоречивом характере функций некоторых наших очень важных органов, например, коры головного мозга. Но Алкмеон решил задачу просто: он взял те противоположности, которые открыл в воздухе Анаксимен. Анаксимен же, выводя эти противоположности, рассуждал так: воздух обладает способностью сгущаться и разрежаться: сгущаясь, он делается влажным и превращается в туман, облако и дождь; сгущаясь еще более, он делается холодным и плотным и превращается в снег, в лед и в камни; разрежаясь же, он делается сухим, теплым и наконец, загорается огнем.
Алкмеон взял эти рассуждения, прибавил к ним кое–что от себя и перенес все это на человеческий организм. Организм, таким образом, оказался у него в состоянии равновесия следующих противоположных сил: «влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и прочих». Такое разрешение этого трудного вопроса представляется наивным. Но не будем забывать, что в наивном мышлении греческих философов выступало и диалектическое мышление в его «первобытной простоте». Выступает этот момент и в мышлении Алкмеона: каково бы ни было его представление о противоположностях, составляющих «природу» организма, все же это – первое в истории медицины представление ооб организме как единстве противоположностей. В дальнейшем развитии медицины этому представлении предстоит большое будещее.