Последнее, на чем необходимо остановиться, говоря о медицине античной Греции, это — натурфилософия знаменитого естествоиспытателя и философа древности — Аристотеля (384—322 г. до и. э.).
Величайший энциклопедист древности Аристотель в своих трудах {«Физика», «Метафизика», «Этика», «О душе», «Органон» «О возникновении животных» и др.) обобщил достижения всей предшествовавшей ему натурфилософии, приведя в известную систему разрозненные до пего сведения по астрономии. механике, акустике и оптике, геологии, минералогии, ботанике зоологии, наконец, по логике и собственно философ и.В ряда важных вопросов по всем этим разделам науки он сказал много нового и очень важного.
В труде «О частях животных» Аристотель положил начало систематическому описанию нормальной анатомии. К сожалению это была анатомия животных, манным образом обезьян так как религия запрещала расчленение человека. Он дал первое описание развитая зародыша цыпленка. После Аристотеля разработку анатомии продолжали александрийские врачи римский врач Гален.
Большую роль в истории медицины, особенно средних век-, сыграли философские взгляды Аристотеля, которые в основных положениях сводятся к следующему.
Учение Платона о первичности мышления или «понятий», якобы мыслимых «вечным разумом», ложно; источником наших понятий является наблюдение, а не мышление «вечного разума». Что касается конкретных вещей, или в широком смысле материи (кстати, самый термин «материя» впервые применен Аристотелем), то именно материя и является первичной: она существует извечно, ровно как извечно присущее ей движение; из движения материи возникли планеты, в том числе и земля и все, что есть на земле. В его «Физике», в труде «О возникновении животных» имеются интересные высказывания о том, что материя и движение не могут возникнуть «из ничего», не могут также ни увеличиваться, ни уменьшаться в количестве, им свойственны лишь «превращения». В этих своих высказываниях Аристотель, хотя и чисто умозрительно, подходит к открытию одного из величайших законов природы — закона сохранения и превращения энергии.
Что касается происхождения жизни, то, по Аристотелю, все живые существа на земле возникли путем самозарождения; душа, о которой толкуют идеалисты, тоже не есть нечто обособленное от материи; сама она не материальна, но она порождается движением материи и неразрывно связана с нею.
Во всех своих рассуждениях, как легко видеть, Аристотель следует Демокриту, кое в чем дополняя, а кое в чем отступая от него.
Вдумчиво всматриваясь во все явления природы, особенно при своих занятиях по сравнительной анатомии, Аристотель столкнулся с фактом ярко выраженной целесообразности в природе. По сути дела он подсмотрел факт эволюции в природе. В эпоху же Аристотеля не было и не могло быть никаких предпосылок для научного объяснении этой закономерности. Аристотель склонился к предположению, что и природе существует какое-то стремление («энтелехия») к какой-то цели. Он при этом ничего не сказал о происхождении этого стремления. Пол. целью же, к которой якобы стремится природа, философ мыслил стремление природы к совершенству, понимай под последним человека с его сознанием, как наиболее совершенное творение природы. В этих своих суждениях Аристотель отступил от причинного объяснения вещей, отошел от материализма в сторону идеализма. Этим его отступлением широко воспользовались философы и врачи, идеалисты средневековья. Фальсифицируя Аристотеля, они стали утверждать, что Аристотель будто бы учил, что стремление материи к цели заложено на материю богом, а целью, к ко торой стремится материя, является познание бога.
На этом мы заканчиваем рассмотрение медицины античной Греции и переходим к выводам.