Поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.
Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, становление и развитие конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда – эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом.
Таблица 1. Условия формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг
Виды и уровни Управления |
Некоторые условия и возможные мероприятия |
Уровень Пациента |
· право свободного выбора врача; · обеспечение свободного доступа пациентов в медицинские учреждения и во врачебные практики; · равный гарантированный доступ к выбору поставщиков медицинских услуг; · защита прав пациентов; · система медицинского страхования; · система вневедомственного контроля качества медицинской помощи |
Врачебный Уровень |
· лицензирование врачей; · стандартизация медицинской деятельности; · право лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей зарабатывать и иметь прибыль; · система фиксированных контрактных гонораров с предварительной оплатой; · партнерские права медицинского персонала; · открытый наём медицинских работников; · принятие профессиональных этических норм. |
Уровень медицинского учреждения |
· аккредитация медицинских учреждений; · повышение качества стратегических управленческих решений; · свобода приспособления функций и организационной структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг; · свобода учреждений здравоохранения на самофинансирование и независимую деятельность; · система непрерывного обучения кадров |
Научные, экономические и информационные задачи |
· научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг; · экономические методы управления медицинскими учреждениями; · свобода коммерческого инвестирования в сектор здравоохранения; · информационная открытость рынка медицинских услуг |
Административно-управленческие и организационные мероприятия |
· демонополизация предоставления медицинской помощи; · устранение административного разделения и вертикального интегрирования медицинских учреждений и служб; · приватизация медицинских учреждений; · интеграция служб первичной медико-санитарной помощи; · реализация оптимальных и функциональных решений по реструктуризации учреждений и служб первичной медико-санитарной помощи; · открытие ранее закрытых (ведомственных) медицинских учреждений для всех граждан |
Государственное регулирование |
· разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения; · переориентация новых программ и проектов в области здравоохранения с вертикально координированных учреждений на уровень центров первичной медико-санитарной помощи; · регулирование конкурентной среды на рынках медицинских услуг; · система адресных социальных гарантий в получении медицинской помощи отдельными категориями населения |