Иранские племена широко использовали в домашнем обиходе и сельском хозяйстве лошадей, овец, коров, которых приручали в огромном количестве. Основная порода коров - систани - была известна своей устойчивостью к болезням и мощью.
Лошади имели огромное значение для воинствующих племен.
Исторические документы свидетельствуют о том, что лечением домашних животных занимались кудесники. Они использовали для лечения различные колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы. Кудесники, лечившие больных людей и животных, были убеждены, что в голове больного имеется злой дух и его необходимо прогнать. Для этих целей они использовали иногда рассечение черепа как у людей, так и у животных (о чем свидетельствуют археологические раскопки).
О лечении животных до нашего времени сохранилось 2 документа. Это Богакуйлская и Даканская клинопись, которые относят к 1360 г. до н.э. В текстах этих документов говорилось о дрессировке, кормлении, содержании лошадей, о болезнях коров и способах их лечения.
Большое место животным отведено в Священном писании - Авеста (IX-III вв. до н.э.), написанным иранским пророком Зороастром. Животные здесь распределены на 2 группы: полезные - лошадь, корова, овца, собака, птицы - и бесполезные - волки, змеи, насекомые и т.д. Часть Авесты посвящена содержанию, кормлению животных и лечению некоторых болезней, части 10 и 49 - кормлению и содержанию собак, в частности щенков. Врачи должны были пользовать животных такими лекарствами, которыми лечат богатых людей.
Одним из первых ветеринарных врачей Персии, о чем свидетельствует Авеста, был Фрейдун (V в. до н.э.), который использовал в лечении «нож, лекарства и имя бога». Фрейдун употреблял для лечения животных лекарства, приготовленные из растений, он был первым, как отмечают иранские историки, кто скрестил лошадь и осла и «получил» мула.
Ветеринарные врачи Древней Персии уже имели плату за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного, если среднее (кроме овцы), ему давали овцу, если врач лечил овцу, то получал плату мясной пищей.
Как пишет в своей книге «История медицины, фармакологии, стоматологии и ветеринарии» Гай Мазарс ветеринария успешно развивалась в Персии в числе других паук, но большинство книг и документов того периода было уничтожено армией Александра Македонского, который приказал оставить по одной книге по астрономии и медицине и перевести их на греческий язык, а остальные - сжечь. В начале III в. н.э. при династии Сасанияна, после освобождения Персии, старые библиотеки были восстановлены и построены новые, греческие книги по медицине и ветеринарии перевели на хлавский язык. В этот период создается Джондишапурский университет, где среди других дисциплин преподавалась и ветеринария. При университете была построена ветеринарная клиника, там студенты изучали практическую ветеринарию. Сохранились имена ветеринарных врачей, которые преподавали в университете, - Вихтину, Диоржиюс, Масершис, Шапур бен Сахл. Преподавание вели как персидские ученые, так и греческие, приехавшие из Афин. Официальный язык университета был пахлавский; но все ветеринарные и медицинские книги писались только на особом языке, производным от пахлавского. В этот период были написаны книги: «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных». Среди заболеваний, которые упоминаются в различных источниках такие заболевания, как бесплодие, мастит, атония, бешенство, имевшее широкое распространение среди собак и мелкого рогатого скота.
В 551 г. (20 год царства Ануширавана) в Джондишапуре состоялся первый в истории международный конгресс, на котором присутствовали как ветеринарные, так и медицинские врачи (Хасан Таджбахил, 1993).