Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Психотерапия БА не бывает кратковременной. Необходимо совместное участие психотерапевта, врача-пульманолога и пациента. Целью психотерапии больных является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают это путём перестройки значимых отношений больного. Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают это путём перестройки значимых отношений больного. Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо объяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. [2]
Психотерапия особенно показана:
1.Больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих.
2.Больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию.
3.Больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).
Общение больного и психотерапевта начинается с:
1.При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время. Эти сведения позволяют сформулировать представления о наличии моделей психосоматического реагирования в семьях, об отношении к беременности и формировании отношений матери к будущему ребёнку, о характере той среды, в которой он должен появиться. Далее подробно уточняются условия его раннего развития, наличие в детстве нервно-психических заболеваний. Исследуются характерные периоды развития пациента, успеваемость в школе, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Особое внимание уделяется эпизодам нервно-психических нарушений, психотравмирующих обстоятельств и влияния их на личность пациента. Внимательно изучаются все факторы, оказывающие влияние на соматическую сферу, изучается индивидуально-личностный смысл астматических симптомов, их субъективное восприятие.
2.Анамнестические данные должны быть подтверждены и уточнены данными психологического обследования: особенности личности, характера, эмоций а также микросоциального окружения. Для исследования личности существует множество тестов.
3.Психотерапевт анализирует информацию, полученную анамнестическими, клинико-психологическими и экспериментально-психологическими методами. Формируется представление об особенностях, способствующих формированию личностных конфликтов, созданию неадекватного Я.
4. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально- личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и даёт ключ к построению терапевтического вмешательства.[3]
Для лечения БА существуют различные направления психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка в сочетании с дыхательной терапией, нейролингвистическое программирование (использование речевой тактики), гештальт-терапия (индивидуальная и групповая), семейная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия.