Обучающие, ориентированные на симптом методики (аутотренинг, функциональная релаксация), которые вовлекают тело в терапевтический процесс, избегая работы с сопротивлением.
Психотерапия, работающая с сопротивлением и переносом.
При лечении ИБС психотерапия имеет большое значение. В остром периоде психотерапия действенна как в состоянии бодрствования, так и ( особенно) гипноза. Она направлена на: 1.снятие психоэмоциональных структур, продуцирующих растерянность, страх, панику; 2.мобилизацию личности, на борьбу с болью и вегетодискомфортными явлениями; 3. уравновешивание вегетомоторных явлений ( пароксизмальные явления, бради- и тахикардия, сосудистые спазмы, дыхательные пароксизмы и т.д.); 4. опосредование и потенцирование назначений врача; 5. снятие тормозных факторов при отправлении физиологических функций в присутствии других больных; 6. снятие дискомфортных ощущений от вынужденных поз покоя; 7. стимулирование хорошего сна; 8. снятие других преходящих явлений (головная боль и т.д.) 9. уравновешивание реакции на возникающие эмоционально-неприятные ситуации.[4]
Для больных, перенесших инфаркт миокарда , особенно важна психотерапия в период реконвалесцензии и реабилитации. Она начинается непременно с этапа индивидуальной (персональной) психотерапии, содержательно определяемой с учётом личностной характеристики больного, диапазона его тревоги и опасений или имеющихся анозогнозических или гипернозогнозических тенденций. В содержательной части психотерапии обязательно учитывается клиническая симптоматика и «внутренняя картина болезни», т. с. вся сумма ощущений, переживаний, тревог и внешних проявлений вегетоневроза (потливость, изменение сосудистого тонуса, тахи- и брадикардия и т. п.), учитывается и наличие ипохондрических переработок. Все это подвергается психотерапевтической дезактуализации и, прежде всего, в индивидуальных, прицельных психотерапевтических воздействиях в состоянии, как бодрствования, так и гипноза, а также при использовании приемов длительного «сна-отдыха».
Уже в стационаре применяют методику коллективно-групповой психотерапии. Когда больной возвращается в домашние условия, но еще не включается в активную трудовую деятельность, проводится психотерапевтическая работа по активному переключению больного на самообслуживание и переход к дозированной активности в поведении (выход на улицу, прогулка и т. д.). Далее следует этап полного перевода больного на спокойную личностную активность в быту и труде при воспитании полного владения своими эмоциями и т. п.
Последний этап реабилитации — полное освобождение пациента от мысли, что он болен, и внушение уверенности в том, что он полностью здоров, может и должен работать. Вместе с кардиологом психотерапевт учитывает границы трудовой и социальной реадаптации и производит ориентировку больного либо на полноценный профессиональный труд, либо на необходимость перехода к новым формам труда.
В период реабилитации и широком аспекте применяется активирующая и стимулирующая психотерапия с элементами гимнастики и т. д. В этот период очень полезны и методы игровой психотерапии. На этом этапе настойчиво прививается идея не только о возможности, по и обязательной полноценной жизни в быту и труде с выполнением полного круга обязанностей. Но одновременно воспитываются и позиции общегигиенического режима и требования психоэмоциональной гигиены, уравновешенного отношения в общении с окружающими и в реакциях на жизненные события. Больного учат чередовать труд и отдых, покой и активный отдых в виде прогулок. .[4]