В 40-е и 50-е годы на передовых представителей русской интеллигенции оказывали большое влияние «Письма об изучении природы» А.И. Герцена. В дальнейшем отечественная психиатрия развивалась в большой мере под воздействием материалистической философии революционных демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова. Определившаяся в рассматриваемые годы тесная связь теории с практикой, когда научные исследования в области психиатрии осуществлялись главным образом практическими врачами-специалистами, характеризовала в дальнейшем и лучших представителей университетской академической психиатрии.
В следующий, третий этап, относящийся ко второй половине 19 в., центр научной работы в области психиатрии передвигается в организуемые в это время кафедры. Первая кафедра психиатрии в России была организована в 1857 г. при Медико-хирургической академии в Петербурге; руководство ею было поручено профессору И.М. Балинскому. При преемнике И.М. Балинского И.П. Мержеевском в Петербургской клинике развернулась интенсивная научная работа. И.П. Мержеевским были заложены основы детской психиатрии в России. Он был сторонником эволюционного направления, только еще проникавшего в те годы в медицину. Мержеевский читал курс не только психиатрии, но и невропатологии. В последующие годы (при В.М. Бехтереве) кафедры психиатрии и невропатологии в Петербурге также продолжали быть объединенными.
В Москве самостоятельная кафедра психиатрии была организована значительно позже, чем в Петербурге. В 1887 г. А.Я. Кожевников добился того, что по разработанным им проектам в Москве было закончено строительство психиатрической клиники.
Чтение курса психиатрии А.Я. Кожевников поручил своему доценту С.С. Корсакову, который очень много сделал для отечественной и мировой П. Он по праву считается одним из крупнейших психиатров мира, возглавившим отечественную психиатрию и своей деятельностью способствовавшим ее прогрессу. С.С. Корсаков не только, одним из первых среди психиатров мира встал на нозологические позиции, но и своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую систематику психозов.
С именами И.М. Балинского, И.П. Мержеевского, С.С. Корсакова связано возникновение крупнейших отечественных психиатрических школ.
Учениками и сотрудниками И.П. Мержеевского были В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, В.М. Чиж, А.Е. Щербак и другие крупные психиатры и невропатологи, ставшие в дальнейшем профессорами, руководителями кафедр. Петербургская (в последующем ленинградская) школа психиатров и невропатологов достигла блестящего расцвета в период, когда кафедрой невропатологии и психиатрии Военно-медицинской академии руководил В.М. Бехтерев – один из корифеев мировой науки.
Представителями психиатрической школы С.С. Корсакова были В.П. Сербский, Н.Н. Баженов, А.А. Токарский, С.А. Суханов, П.Б. Ганнушкин и другие виднейшие деятели отечественной психиатрии.
Для ленинградской школы характерно гл. обр. направление внимания на исследование патофизиологических и биохимических основ нервных и психических заболеваний и в связи с этим на развитие лабораторных методов исследования, тогда как московской школе больше свойственны клиническое индивидуализированное наблюдение как основной метод изучения больных и большое внимание к проблемам организации психиатрической помощи.
В этих особенностях стремились усмотреть большее влияние в Москве направления Г.А. Захарьина, а в Ленинграде – С.П. Боткина. Однако эти подчеркивавшиеся раньше особенности школ очень относительны; теперь в свете исторической перспективы можно с определенностью сказать, что общего и объединяющего в этих школах было больше, чем различного, отличающего их одну от другой. Среди учеников В.М. Бехтерева много крупных невропатологов [М.И. Аствацатуров, А.В. Гервер, Л.И. Омороков], психиатров [П.А. Останков, В.П. Осипов, В.П. Протопопов, Р.Я. Голант], психологов (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). После выхода В.М. Бехтерева в отставку кафедры невропатологии и психиатрии при Военно-медицинской академии разделились; кафедру невропатологии занял М.И. Аствацатуров, кафедру психиатрии – В.П. Осипов, известный своими исследованиями клиники и патофизиологии кататонии. Из учеников В.М. Бехтерева наибольшее внимание клинико-пспхопатологическим исследованиям уделял П.А. Останков. Особенно ценны его исследования клиники Преемником С.С. Корбел его ближайший В.П. Сербский, который по праву считается основоположником отечественной судебной психиатрии и одним из крупнейших в мире судебных психиатров. Н.Н. Баженов вошел в историю отечественной психиатрии гл. обр. как один из наиболее деятельных организаторов психиатрической помощи в стране. Соратник С.С. Корсакова по клинике С.А. Суханов изучал клинику психических заболеваний. Вместе с тем большое внимание он уделял вопросам нормальной и патологической анатомии головного мозга. В последней области он был крупным и оригинальным исследователем, положившим начало микроскопическому изучению синапсов в головном мозге. Ученик С.С. Корсакова А.Н. Берни является пионером в деле специализации усовершенствования большое развитие советской власти. А.Н. Бернвого трудился над разработкой психологического исследования к. Вопросами психологии в клинике С.С. Корсакова успешно А.А. Токарский. младшего поколения учеников Корсакова выделяется как крупнейший специалист П.Б. Ганнушкин. Он по основоположником «малой в России и является крупнейшим исследователем в этой области среди психиатров мира. Его монография «Клиника психопатий» подытожила труд всей его жизни и является классической работой.