Успехи в практической медицине. Начатки врачебной диагностики и семиотики. Представление об организме как единстве противоположностей в книдской школе сохраняется. Первый и притом материалистический вариант гуморальной патологии,
Книдская школа сложилась в г. Книдосе, в Ионии. По расцвет относится к первой половине V п. до и. э. Ее глава — Зврифон, о котором, кроме имени его, мы ничего не знаем.
Книдская школа характеризуется прежде всего блестящими (для того, конечно, времени) достижениями в практической медицине. Документом, подтверждающим это положение, является трактат «О внутренних страданиях» («Гиппократов оборник»).
Из трактата ясно, что книдийцы научились довольно неплохо выделять отдельные симптомокомплексы и понимать происхождение отдельных симптомов и их значение для организма (начатки диагностики и семиотики); опираясь па эти знания, они отваживаются на довольно смелые хирургические вмешательства.
Вот характерное описание одной из болезней почек: « острая боль чувствуется в почке, пояснице, паху, яичке, соответственно почке; больной часто мочится; мало-помалу моча прекращается, и с мочой выходит песок. Когда этот песок проходит уретру, он причиняет сильную боль в ней». Диагноз: камень в почке; терапия: паровая баня, слабительное, припарки. «Когда же образуется опухоль и выпуклость, ты сделаешь в это время разрез соответственно почке и, извлекши гной, станешь лечить песок мочегонными. Действительно, если произведен разрез, есть надежда на спасение; если нет, болезнь в конце концов причиняет смерть»'.
Другой пример: в случаях, когда возникает подозрение на водянку» в груди, книдийцы советуют выслушивать больного и делать это так: взять больного за плечи и встряхивать и «потом слушать, в каком боку больше зыбление». Открытие этого симптома впоследствии приписали Гиппократу, так как трактат «О внутренних страданиях» был включен в «Гиппократов сборник».
Весьма примечательно описано в трактате хирургическое лечение «водянки» груди: « .провести разрез на третьем ребре, считая с последнего, до кости; потом перфорировать ребро трепаном в виде сверла; после перфорирования выпустить немного воды и после удаления наложить корпию из сурового льна, а сверху — мягкую губку».
Книдийцы ввели в медицину ряд новых средств, до сих пор сохранивших свое значение: известь (прижигающее), глина (аппликации па грудь и голову), чеснок, лук, хрен, мята.
В трактате «О внутренних страданиях» можно найти много примеров, говорящих о больших успехах кпидийцев в практической медицине. Но далее встал вопрос о природе человека. Книдийцам становится известно учение пиевматиков по этому вопросу, и они присоединяются к нему, умалчивая лишь о воздухе как первооснове организма.
В трактате «О древней медицине», который пошел в « Гиппократов сборник», но который вернее всего принадлежит неизвестному автору ни книдской школы, сказано, что организм гостит из противоположностей, что главными противоположностями являются теплое и холодное и что эта пара противоположностей является исходной, из которой развиваются все остальные: «и горькое, и соленое, и сладкое, и кислое, и жесткое, и мягкое, и многое другое в бесконечном числе, разнообразное по свойствам, количеству и силе». Понимание организма как состоящего из противоположностей, таким образом, полностью сохраняется у книдийцев. Живет у них (лишь в более аполитичной формулировке) и идея Алкмеона об изономни противоположностей как основе здоровья человека, и о монархии одной из них как причине болезни. Термины «изономия» и «монархия» они заменили терминами «краза» и «дискразия». Словом «краза» греки называли правильное смешение противоположных начал в организме, словом «дискразия» — расстройство этого смешения. В трактате «О древней медицине» это учение изложено в следующих словах: организм здоров, если его противоположные начала «смешанные и умеренные друг другом, не выступают наружу и не тяготят человека. Но когда какое-нибудь из них отделится и будет выступать само по себе, тогда оно делается видимым и поражает человека тяжестью».