Итак, не изономия и монархия, а равномерное смешение (краза) и расстройство этого смешения (дискразия) — формулировки различные, но в сущности одни и те же.
Следуют книдийцы и выдвинутому пневматиками принципу 1срапии «противное врачуй противным». Но главное достижение книдийцев—дальнейшее развитие ими учения Алкмеона о патогенезе. У книдийцев это учение вылилось в форму знаменитой гуморальной теории патогенеза, которая существовала затем вплоть до середины XIX столетия н. э., хотя и в искаженной на идеалистический лад форме.
Сущность этой теории в следующем.
Противоположные начала, содержащиеся в организме, мыслятся в виде «влаг». Пока влаги находятся в состоянии «кразы», организм здоров. Но вот под влиянием той или иной внешней причины одна из влаг становится более «острой», чем обычно, — произошла «дискразия» влаг; острота возмутившейся влаги делает соответствующий орган воспаленным, горячим и заставляет его опухать. Затем воспаление прекращается. Оно прекращается потому, что острая влага, почему-то вновь смешалась с такой, какой она была раньше, и при этом смешении она «сварилась»; при сварении она потеряла свою остроту, стала густой и выделяется теперь без всякого вреда для соответствующего органа; «дискразия» вновь перешла в «кразу».
Из всех влаг книднйцы наибольшее значение придавали слизи и желчи. О крови речь не шла. Не было речи и о душе, живущей в крови, как об этом учили жрецы. Следовательно, когда книдийцы дали свой вариант гуморальной патологии, то это был материалистический, а не идеалистический вариант.
Гуморальная теория патогенеза в ее первом, материалистическом, варианте была принята всеми передовыми врачами Греции того времени.
Мы встретимся с ней в трудах Гиппократа. Мы встретимся с ней и позднее, когда эта теория со всеми ее терминами-- краза, дискразия, сварение—будет целиком приписываться Гиппократу.
Таковы в общих чертах достижения книдской медицинской школы античной Греции, главнейшие из которых: создание начатков диагностики и семиотики и создание самой первой в истории медицины теории патогенеза. В вопросе же о природе человека она ничего нового внести не смогла.