Идеалистические школы в медицине античной Греции

1. Понятия выражают сущность вещей, отражают истинную их природу, а не только внешние формы и свойства, в каковых они представляются перед нами с нашими обманчивыми органами чувств.

2. Так как понятия выражают сущность вещей, истинную их природу, то они, эти понятия, и являются истинным миром; конкретные же единичные вещи, окружающие нас, суть лишь формы существования этих понятий и притом формы временные, преходящие, возникающие и уничтожающиеся; мир конкретных, окружающих нас вещей является поэтому не истинным миром.

3. Являясь высшими и вечными истинами, понятия не могут быть продуктом мыслительной деятельности людей, они суть продукты мыслительной деятельности некоего «вечного разума». Па вопрос о том, как все-таки мы приобретаем довольно точные знания о пещах, если истинное знание исшей принадлежит лишь «вечному разуму», Платон отмечал, что мы, действительно, никаких знаний о вещах не приобретаем и приобрети их никакими способами не можем, если же кое-какие знания о пещах у нас имеются, то лишь потому, что они от рождения заложены в нас «вечным разумом» (теория врожденных идей). На другой, связанный с этим вопрос к чему в таком случае сводится роль пауки — Платон отвечал, что никакие науки, действительно, не нужны: изучая какой-нибудь предмет, мы ничего не открываем в нем, а лишь «вспоминаем» то, что заложено в пас от рождения; такие знания может в любое время получить любой человек, даже далекий от учености.

Таково, вкратце, философское учение Платона. По Платону, следовательно, понятия, этот продукт мыслительной деятельности «вечного разума», предшествуют материальным вещам: мышление является первичным, материя — вторичной; не бытие определяет мышление, а мышление определяет бытие. Своим учением Платон хотел опровергнут!) материализм и лишить науку ее материальной основы, приписать науке божественное происхождение.

Как и все философы Греции того времени. Платон изучал медицину и создал свою систему, которая стала основой всех дальнейших идеалистических медицинских систем, вплоть до середины XIX столетия н. э.

Несмотря на столь.почетную роль — роль основы для идеалистических медицинских систем в течение ряда столетий — эта система оказывается скомпрометированной с первого момента появления ее на свет и притом никем другим, как самим же Платоном. Платон скомпрометировал ее тем, что, создав ее, он должен был, следуя своему методу «вспоминать» божественные идеи, заложенные в нем от рождения «вечным разумом». На этом основании можно было ожидать, что медицинская система Платона явится, действительно, каким-то «откровением». На деле же этот многообещающий акт свелся всего лишь к «воспоминанию» медицинской системы вавилонских жрецов, «воспоминанию» учения индийских философов о четырех космических элементах и «воспоминанию» учения древних индийцев о роли влаг в патогенезе заболеваний.

Небогатый фонд старых идей был заложен в основу медицинской системы Платона.

Медицинская система Платона представляла собой следующее.

Человеком во всех проявлених его жизни правит «вечный разум». Он правит человеком посредством трех душ: разумной, животной и растительной. Первая помещается в мозгу — человек получает способность мыслить; вторая живет в сердце и в крови — она самая главная, она сообщает человеку теплоту и движение, а также возбуждает- все его страсти; третья душа помещается в печени, она заведует питанием человека. Все три души в свою очередь правят человеком не непосредственно, а посредством каких-то «сил», каковых окалывается тоже три: мыслительная, согревательная, она же движущая, и питающая.

Постредством этих сил три души правят четырьмя основными элементами, из которых состоит тело человека, эти элементы суть: огонь, воздух, вода, земля. (К этим четырем элементам Платон иногда присоединяет пятый – эфир: из такого заимствовал именно у индийцев, а не у китайцев.) Все эти элементы существуют в теле человека не в их натуральном виде, а в преобразованном - в виде плотных частей (кости, мышцы, внутренние органы и т.д.) и в виде влаг – крови, слизи и желчи. В таком преобразованном виде все эти материальные элементы тела человека должны находиться в строгом подчинении соответствующим душам: пока они подчиняются душам, они находятся в состоянии «кразы», стоит им выйти из подчинения душам, начинается «дискразия». В древнее учение кни-дийцев о «кразе» и «дискразии» Платон вплетает, таким образом, представление об отношениях господства и подчинения: господства для начала идеального, для души, а подчинения для бренной материальной основы организма, для его плотных тканей и для влаг. Причина болезней лежит, таким образом, не во внешних факторах, как, начиная с Алкмеона, учили врачи-материалисты, а в том, что физическая, материальная сторона организма выходит из подчинения его духовной стороне, его идеальному, божественному началу. Отсюда и терапия Платона. По вопросу терапии позиция Платона несколько отлична от позиций Пифагора и Эмпедокла. Те, как мы помним, открыто отрицали полезное действие лекарств, Платон же действует более тонко: лекарства, по его учению, обладают целительными свойствами, но только тогда, когда применение их сопровождается религиозными гимнами, очистительными обрядами и пляской.

Перейти на страницу: 1 2 3

Мое меню