Жрецы, применявшие такую терапию, честно сознавались, что ставили своей целью смягчить такой «терапией» гнев богов. Платон же стыдится такой прямолинейности своих учителей и уверяет, что его терапия имеет целью восстановить «отношение господства и подчинения» между материальным и идеальным началами в организме, или, как стали говорить позднее, между телом и душой.
Такова пресловутая медицинская система Платона. За исключением учения о четырех космических элементах и о «КрАЗе» и «дискразии», вся она основана на самых произвольных мистических вымыслах, и о какой-нибудь научной ее ценности не может быть и речи. Но за всеми этими вымыслами Платон проводил, и притом довольно последовательно, одну свою и новую для того времени идею – идею о двойственности природы человека. Эту идею, он, видимо, сознательно противопоставил учению Гиппократа о единстве природы организма. В этом политическая сущность медицинской системы Платона и ее философское значение как орудия борьбы с линией материализма в медицине. Действительно, именно этой идеей Платона и воспользовались все последующие поколения врачей-идеалистов в их борьбе против материализма в медицине.
Этим закончился первый период истории вопроса о природе человека. Отныне вопрос будет стоять не о том, что представляет собой человек по его природе, а о том, едина или л в о и с т в с н и а природа человека. Положение о единстве природы человека первым выдвинул Гиппократ, представлявший линию Демокрита. Положение о двойственности природы человека первым выдвинул Платон, выступивший против Демокрита в философии и против его системы в медицине, представленной Гиппократом.
Ярко обнаружилась борьба идей Демокрита и Платона в философии античной Греции. Обнаружилась эта борьба и в медицине античной Греции между последователями Демокрита, с одной стороны, и Платона — с другой.